9 Августа 2017
Налоговая проверка на сельхозпредприятии: учимся на чужих ошибках

Налоговая проверка – это серьезное испытание, в первую очередь, для бухгалтера. Ведь именно он стоит на пути проверяющих органов и подвергается психологическому давлению со стороны налоговой, а порой – даже со стороны собственного руководства. Именно это, а также отсутствие опыта прохождения подобных мероприятий становится причиной совершения неприятных ошибок. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки бухгалтера во время налоговых проверок и способы их предотвратить, которые уже используют многие бухгалтеры.


Как ошибаются бухгалтеры во время проверок?

1. Не используют свое право на отсрочку предоставления документов

Согласно п.3 ст. 93 НК РФ документы необходимо передать в налоговую в течение 10 рабочих дней с момента получения требования. Это значит, что вы не обязаны предоставлять все документы в спешке, без возможности провести дополнительную проверку наличия необходимых бумаг.

Вы получили требование предоставить документ, но не можете его удовлетворить?

Воспользуйтесь своим законным правом получения отсрочки в предоставлении документов. Напишите заявление в течение одного дня с момента получения требования на имя руководителя налогового органа и укажите уважительную причину. Причиной может стать: большой объем первичных документов, болезнь руководителя или главного бухгалтера. Обязательно приложите справку о количестве документов, табель рабочего времени или приказ о предоставлении отпуска.
Вы сможете подготовить нужные документы без спешки, проверить их на наличие ошибок и внести необходимые изменения, если потребуется.

2. Предоставляют пояснения по телефону или в личной беседе

Согласно пп.1, 2 ст. 93 НК РФ и ст. 90 НК РФ предоставлять пояснения необходимо только по официальному запросу - на основании требования или сообщения о предоставлении пояснений.

Вам поступил звонок от налогового инспектора и не знаете, как поступить?

Постарайтесь спокойно уточнить цель звонка и, сославшись на вышеуказанные нормы, попросить сделать официальный запрос в письменном виде.
Это поможет увеличить срок подготовки документов и иметь документальное подтверждение своих действий в случае разногласий.

3. Передают запрашиваемые документы лично инспектору

Предоставление запрашиваемых документов также регулируется пп.1, 2 ст. 93 НК РФ и ст. 90 НК РФ и осуществляется только по официальному запросу

Вам поступило требование о предоставлении документов?

Обязательно документально зафиксируйте факт передачи документов – желательно с помощью Реестра «приема-передачи». Опишите, какие документы, в каком количестве и на скольких листах передаются.
Это поможет снизить риски потери документов, а также исключить возможность со стороны налоговых органов повторно затребовать эту информацию в рамках другой проверки (п. 5 ст. 93 Налогового Кодекса РФ).

Как бухгалтеры пищевой промышленности справляются с проверками?

Очевидно, что знание законодательства поможет снизить риск возникновения значимых ошибок, но избежать негативных последствий зачастую сложно из-за большого количества документов. Эта проблема стоит особенно остро в пищевой промышленности: большое количество бумажной документации из-за специфики деятельности компании – зачастую, до 1000 документов в месяц, которые необходимо обрабатывать, помещать в архив, а затем часто извлекать по требованию налоговой. Решение этой задачи лежит в переводе бумажного архива в электронный вид.

Многие бухгалтеры пищевой промышленности хранят бумажные документы в электронном виде:

«Наша организация занимается торговлей, также есть склад продуктов питания, в связи с чем через бухгалтерию проходит большое количество документов – не менее 1000 в месяц. Раньше мы справлялись такими объемами самостоятельно, но приобрести электронный архив бумажных документов «Скан-Архив» решили, когда у нас начались вторичные проверки. Нам приходилось перерывать архив в поисках документов, подписанных клиентами. После внедрения программы все новые документы хранятся в электронном виде – это сократило трудозатраты на поиск документов минимум на 1 день и значительно освободило пространство в офисе».

Главный бухгалтер ООО «Лучший Продукт ТД»,   
Давыденко Анна Анатольевна.  

Электронный архив «Скан-Архив» заинтересовал нас, потому что позволяет обеспечить полный контроль возврата документов и быстро находить документы при проверках. Пользуемся программой уже 9 месяцев, в месяц через наш офис проходит свыше 1000 документов – все архивируем с помощью «Скан-Архива» и храним в «1С».

Кондратьев Александр Викторович,   
программист ООО «Амилко».  

Электронный архив помогает сэкономить порядка 20-30% времени на поисках документов. Могу порекомендовать «Скан-Архив» компаниям с большим потоком входящей и исходящей информации, тем, кто хочет успешно проходить аудиторские и прочие проверки.

Брык Светлана Викторовна,   
бухгалтер ООО «Евралис Семанс Рус».  


Вам не обязательно покупать и внедрять электронный архив документов, чтобы оценить все его возможности. Просто оставьте заявку на бесплатную консультацию и демонстрацию работы программы «Скан-Архив» в форме ниже. Вы узнаете, как влияет наличие электронного архива на работу бухгалтера, а также оцените преимущества его использования в вашей отрасли.