Главная
Отсутствие первички

Что ждет организацию в случае отсутствия первичных документов?

Разбираем возможные проблемы компаний при отсутствии первички в их бухгалтерии.

Разбираем возможные проблемы

Любой бухгалтер знает, что первичные учетные документы - одни и самых важных для компании и их отсутствие может повлечь за собой серьезные последствия в виде проблем с законом. При этом не все знают, какие именно проблемы могут возникнуть у организации из-за отсутствия у нее первички.

бухгалтер

Зачем нужны первичные документы?

Правила бухгалтерского учета и налоговый кодекс определяют первичку как подтверждение проведенных компанией хозяйственных операций. К ним относятся сделки, события или любое другое действие, которое может влиять на финансовое положение компании, ее доходы и расходы.

Формы первичных документов закреплены в cт. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «Первичные учетные документы». В статье указаны виды первички, которая не подлежит никаким изменениям, а также обязательные данные для заполнения свободных форм.

Первичная документация отражает каждый факт хозяйственной жизни организации. Как следствие, документов этого типа скапливается много. Традиционная форма хранения документов в бумажном виде часто приводит к их потере или порче, а со временем бумаги приходят в негодный вид. Эти банальные факторы часто становятся причиной штрафов за отсутствие утраченых первичных документов.

Исключить подобные риски и обеспечить контроль документов поможет программа «Скан-Архив».

Узнайте о возможностях данного решения на бесплатной консультации.

Какие последствия ждут компанию при отсутствии первички?

Какие последствия

Если руководство и бухгалтерия посчитали, что первичные документы не обязательны в их учетной политике и хранить их нет смысла, то компания может столкнуться с рядом судебных разбирательств, предъявляемых при ведении ИП или ООО незаконной деятельности. Последствия в данном случае бывают:

  • налоговыми;
  • административными;
  • гражданско-правовыми.
гражданско-правовыми

В отдельных случаях компания, в которой отсутствует учетная бухгалтерская первичка, привлекается к дисциплинарной и даже уголовной ответственности. Оба решения могут быть вынесены в отношении отдельных сотрудников при серьезных нарушениях в работе с первичкой.

Чаще всего за подобные нарушения компанию ожидают гражданско-правовые последствия. Ситуаций, в которых они применяются на данный момент достаточно много:

Чем еще грозит отсутствие первички?

Закон обязывает ИП

Закон обязывает ИП и ООО создавать и хранить первичные бухгалтерские документы с целью подтверждения законности получения ими прибыли и учета расходов для предоставления данных в налоговую. Сохраненные учетные документы гарантируют вам готовую доказательную базу, которая пригодится при появлении претензий от контрагентов в адрес вашей компании.

Также, налоговая может посчитать факт свершения той или иной сделки сомнительным, если это не подтверждают бухгалтерская первичка. В последствии, своевременно предоставив ее в налоговую, вы сможете исключить такой риск.

налоговая

Как не потерять большое количество первичных документов?

Работать без первички – незаконно и неудобно

Работать без первички – незаконно и неудобно, поэтому нужно собирать ее и хранить в надежном месте. Однако даже самый надежный бумажный архив подвержен разного рода механическим повреждениям. К примеру, попаданию влаги на документ, уничтожению в процессе пожара и так далее. Помимо этого, в большом количестве бумаг можно легко потерять важный первичный документ.

Работать без первички – незаконно и неудобно

Проблему потери и повреждений первички способны решить электронный архив. После загрузки ваших документов через специальную программу они будут долго и надежно храниться в данном архиве, что исключает риск потери нужных бумаг.

Самой частой причиной утери первичных документов является человеческий фактор и физическая утрата документов. Первичка часто теряется в силу большого количества. Хранить эти документы нужно долго, за это время они могут подвергнуться различным воздействиям, попросту говоря, испортиться.

Современные компании уходят от использования бумажного архива документов именно по таким причинам.

Лучший способ сохранить документы – перейти на электронный архив.

Получите бесплатную консультацию по внедрению программы «Скан-Архив»

и обеспечте контроль хранения документов уже сегодня.