Главная

Без путаницы: различаем документооборот и делопроизводство

Когда речь заходит о работе с документами, может возникнуть неразбериха в терминологии. Программа автоматизирует документооборот – значит ли это, что она поможет организовать и перемещение документов, и контроль за ними, и их хранение? Станет понятнее, если разобраться в каждом из терминов, что употребляют в описании программ, подробнее.

Делопроизводство – это комплекс мероприятий по обеспечению документационного обеспечения управления (ДОУ) предприятия. Собственно, документационное обеспечение управления включает все вопросы, связанные с документами, когда они создаются, передаются и хранятся для того, чтобы осуществлялось управление предприятием. И само ДОУ включает несколько процессов – документирование (создание документов), документооборот (их перемещение) и архивирование (хранение документов).

Современные технологии позволяют автоматизировать каждый из этих этапов. Так, помимо того, что создавать документы можно прямо в учетных программах, у «1С» есть решения «1С:Договорчики» для удобной разработки договоров, «1С:Документооборот», чьи задачи очевидны из названия, «1С-ЭДО» для электронного обмена документами с внешними заказчиками и т. д. Для последнего этапа – хранения, можно использовать электронный архив компании «ГЭНДАЛЬФ», партнера «1С» – «Скан-Архив».

Помимо делопроизводства есть еще понятие «деловые процедуры». Это составляющие любого бизнес-процесса, которые могут включать делопроизводство в некоторые свои этапы.

  1. клиент оставляет заявку на сайте компании;
  2. менеджер перезванивает клиенту, уточняет заказ;
  3. заказ регистрируется в базе данных клиентов;
  4. менеджер выставляет счет на товар – делопроизводство (документирование);
  5. счет передается в финансовую службу – делопроизводство (документооборот);
  6. бухгалтерия получает деньги за товар, что фиксируется в бухгалтерской системе;
  7. товар отгружается со склада, что отмечается в складской базе данных;
  8. выписывается накладная и счет-фактура на товар – делопроизводство (документирование);
  9. товар отгружается клиенту;
  10. подписанные накладная и счет-фактура передаются в бухгалтерию –делопроизводство (документооборот).
  11. бухгалтерия передает документы в архив – делопроизводство (архивирование).

Однако, как видимо, не всякая деловая процедура будет иметь отношение к делопроизводству.

Если изучить вопрос автоматизации делопроизводства в нашей стране и за рубежом, одно отличие сразу бросится в глаза: у нас во главе угла все еще стоит бумажный документ. И это несмотря на попытки государства внедрять ЭДО повсеместно и на то, что подписанные электронной подписью документы теперь имеют такую же юридическую значимость, как и бумажные документы.

Отсюда популярность в РФ термина «электронный архив», который не так распространен за пределами СНГ. Электронный архив – это не место для хранения электронных документов, как на Западе (поэтому там чаще используют термин «склад данных»), а технология хранения оцифрованных бумажных оригиналов. Ведь от бумажных оригиналов все еще никуда не деться. И в целом представление о делопроизводстве и деловых процедурах у зарубежных производителей будет разниться и зачастую требовать адаптации к российским реалиям.

Вот так мы контролируем всю первичку в организации Смотреть

Рейтинг статьи:

4.9

(на основе 11 голосов)

Как легко справиться с горой бумаг перед проверкой: советы для крупных компаний

Читать

Как быстро пройти налоговую проверку, если подготовка к ней занимает несколько дней?

Читать

Из бумажного хаоса в цифровой порядок: как наладить контроль первички в пищевой промышленности

Читать

Компании поделились опытом решения приоритетных проблем, связанных с документами

Читать

Новый виток в учете IT-бизнеса: от бумажных архивов к электронным

Читать

Встречайте! Доступен новый релиз программы «Скан-Архив» - 3.1.0.0

Читать

Организация порядка на рабочем места бухгалтера

Читать

Как повысить эффективность документооборота: 3 способа обеспечить контроль и избежать проблем

Читать

Составляем график документооборота бухгалтерии: образец и важные нюансы

Читать

Как решить проблему с возвратом документов в крупном бизнесе

Читать

Возврат к списку