ФНС в 2017 году выпускает письмо за письмом, чтобы оградить налогоплательщиков от необоснованных претензий региональных инспекций – и потому у многих возникло чувство, что пришло время налоговых послаблений. На практике же стало ясно, что это касается скорее единичных случаев. В чем же налоговики стали действовать жестче?
Что обнадеживает в письмах ФНС
Главным тезисом Письма ФНС от 23 марта 2017 г. стало то, что выводы ИФНС о получении налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды не могут быть основаны исключительно на сборе формальной доказательственной базы (допросы руководителей контрагентов, заявивших о своей непричастности к деятельности организации, почерковедческие экспертизы первичных документов по сделкам). Недобросовестность налогоплательщика придется действительно доказывать.
При этом в качестве самостоятельного основания для доначислений налогоплательщику теперь не могут вменяться в вину признаки недобросовестности контрагентов второго и последующего звеньев в цепочке движения денежных средств по счетам в банках.
Однако вскоре стало понятно, что государство просто отказалось от неэффективных инструментов в плане налоговых проверок, и тех, кто избежит «разборок» с налоговой благодаря рекомендациям ФНС, не так уж и много. Сюда войдут единичные случаи, когда речь идет о налогоплательщике, который нечаянно «нарвался» на фирму-«однодневку».
Что ужесточилось
С 19 августа 2017 года вступили в силу поправки в НК РФ, касающиеся правил проведения проверок (№ 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ»), а также с появлением совместно разработанного Следственным комитетом РФ и ФНС письма от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@. Из них стало понятно, что возможность избежать доначислений для налогоплательщиков стало меньше, а о «презумпции добросовестности налогоплательщика» можно забыть.
Ст. 54.1 НК РФ, которая начала действовать 19 августа 2017 г., по умолчанию подозревает весь бизнес в потенциальном желании оптимизировать налоги и прямо предупреждает: «Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика».
П. 2 ст. 54.1 НК РФ конкретизирует условия, при которых фирма на законных основаниях вправе уменьшить налоговую базу и сумму подлежащего уплате налога:
- Если основной целью совершения сделки не являются неуплата или зачет суммы налога.
- Если обязательство по операции исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, или лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.
Фирма-«однодневка» или аффилированная компания не могут соответствовать второму условию: при налоговой проверке у такой компании не окажется ни соответствующих производственных ресурсов, ни работников. Все это необходимо для того, чтобы подтвердить реальную возможность исполнить такой фирмой условия взятых на себя обязательств. На это налоговые обращают самое пристальное внимание.
Более того, теперь речь идет о сборе доказательственной базы противоправных действий компаний по неуплате налогов, которая бы позволяла бы квалифицировать эти действия по п. 3 ст.122 НК РФ как умышленные. Понятие умысла будет активно использоваться и применительно к результатам налоговых проверок – а не только в уголовном праве. К тому же, налоговики смогут привлекать к участию в выездных проверках сотрудников внутренних органов, а также проводить консультации с сотрудниками следственных органов в соответствии с заключенными соглашениями ФНС с МВД РФ и СК РФ.
Все это наводит на мысли, что ни о какой «налоговой оттепели» речи и быть не может – налоговые инспекторы фактически получили законодательное право трактовать действия налогоплательщика по своему усмотрению. А значит, надо быть готовыми к тому, что проверки станут еще жестче, чем раньше – сместились только акценты.