Главная

9 советов, как упростить работу с первичкой. Часть 1

Упростить работу с документами первичного учета можно несколькими способами. Можно изменить бланки, объединить несколько документов в один, а от некоторых видов первичных документов можно отказаться совсем. Мы подготовили 9 советов, которые помогут вам сориентироваться в мире бесчисленных бумажных документов, и вот первые два из них.


Совет № 1. Не меняйте обязательные формы первичных документов

К обязательным формам документов мы отнесем следующие первичные документы:

  • Кассовая книга (бланк по форме КО-4)
  • Расходный кассовый ордер (бланк по форме КО-2)
  • Приходный кассовый ордер (бланк по форме КО-1)
  • Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (бланк по форме КО-5)
  • Платежное поручение
  • Платежная ведомость (бланк по форме Т-53)
  • Расчетно-платежная ведомость (бланк по форме Т-49)

Эти формы утверждены уполномоченными ведомствами на основании федеральных законов. Как видим, в основном это платежные и кассовые документы.

Отказываться от форм этих документов или менять их на свое усмотрение – верный путь навлечь гнев налоговиков. Минфин РФ предупреждал об этом в 2013 г., когда унифицированные формы документов стали необязательными (Письмо Минфина РФ от 28.02.2013 № 03-03-06/1/5971). Формы кассовых бланков утверждены постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88, форма платежного поручения – положением ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383-П.

Все реквизиты этих документов обязательны. Если данных для заполнения какого-либо реквизита нет, нужно ставить прочерк. Исправлять ошибки в кассовых документах запрещено (п. 4.7 указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У). Если возникла ошибка, нужно оформить новый документ.


Узнайте, как идеально организовать работу с первичкой в своем архиве - скачайте книгу «5 шагов к идеальному архиву»

Если документы этой группы отсутствуют в организации или в них допущены ошибки, ей грозят штрафы. Руководитель предприятия будет оштрафован на 5000 – 10 000 руб. согласно ст. 15.11 КоАП РФ.


Совет № 2. От этих документов можно вообще отказаться

Несмотря на неприкосновенность кассовых и платежных документов, есть девять форм кассовой отчетности, от которых можно отказаться вообще. Это связано с введением онлайн-касс с 2017 года.

К этим документам относятся:

  • КМ-1 «Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины»;
  • КМ-2 «Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию»;
  • КМ-3 «Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам»;
  • КМ-4 «Журнал кассира-операциониста»;
  • КМ-5 «Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста»;
  • КМ-6 «Справка-отчет кассира-операциониста»;
  • КМ-7 «Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации»;
  • КМ-8 «Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ»;
  • КМ-9 «Акт о проверке наличных денежных средств кассы».

Данные, которые налоговая получали с помощью этих форм, полностью заменили фискальные данные с онлайн-касс, которые теперь сразу поступают в ФНС (Письмо Минфина РФ от 16.09.2016 № 03-01-15/54413, доведенное до инспекций Письмом ФНС РФ от 26.09.2016 № ЕД-4-20/18059).


Еще больше советов – в следующей статье, где мы расскажем, какие первичные документы можно изменить или объединить в один документ.


Вот так мы контролируем всю первичку в организации Смотреть

Рейтинг статьи:

4.9

(на основе 11 голосов)

Как легко справиться с горой бумаг перед проверкой: советы для крупных компаний

Читать

Как быстро пройти налоговую проверку, если подготовка к ней занимает несколько дней?

Читать

Из бумажного хаоса в цифровой порядок: как наладить контроль первички в пищевой промышленности

Читать

Компании поделились опытом решения приоритетных проблем, связанных с документами

Читать

Новый виток в учете IT-бизнеса: от бумажных архивов к электронным

Читать

Встречайте! Доступен новый релиз программы «Скан-Архив» - 3.1.0.0

Читать

Организация порядка на рабочем места бухгалтера

Читать

Как повысить эффективность документооборота: 3 способа обеспечить контроль и избежать проблем

Читать

Составляем график документооборота бухгалтерии: образец и важные нюансы

Читать

Как решить проблему с возвратом документов в крупном бизнесе

Читать

Возврат к списку