Главная
Сколько и почему хранить документы

Зачем и сколько нужно хранить документы?

Хотите выбросить стопку залежавшихся бумаг? Подумайте хорошо, прежде чем это делать.


Есть 3 причины, по которым стоит хранить документы:

  1. Избежать штрафов от налоговой. Например, магазин делает закупки у оптовой базы, на закупку должен быть договор. Если его нет, то штраф составит от 200 за каждый. При отсутствии книги учета доходов и расходов – штраф от 10 000 руб.
  2. Ответить на вопросы налоговой инспекции. Для проверки предпринимателей налоговая использует чек-листы – списки вопросов. Ответом на вопрос служит подтверждающий документ. Например, по одним документам у вас работало сорок человек, по другим — меньше. Чтобы разобраться, инспекция запросит трудовые договоры. Если сотрудник числился, а трудового договора нет, возможный штраф — до 50 000 рублей. И так за каждое нарушение.
  3. Подтвердить стаж, социальные выплаты, подготовить документы для сотрудника. Предположим, сотрудник хочет восстановить утерянную трудовую книжку. Он обратиться для этого к прошлому работодателю. Понадобится информация: на какой должности работал сотрудник и в течение какого периода.

Сколько нужно хранить документы?

  • Документы налогового учета – 4 года.
  • Бухгалтерского учета – 5 лет.
  • Кадровые – от 50 до 75 лет.

В зависимости от типа документа и даты, когда сотрудник уволился, сроки хранения будут варьироваться. Например, график отпусков храниться всего год.

Самый долгий срок хранения документов – 75 лет, но здесь есть небольшой нюанс. Согласно Федеральному закону № 43‑ФЗ, если сотрудник перестал работать в компании после 1 января 2003 года, то срок хранения сокращается до 50 лет.

К документам, которые хранятся так долго, относятся:

  • заявление о приеме на работу;
  • трудовой договор;
  • приказы о приеме и увольнении;
  • больничные листы;
  • зарплатные ведомости;
  • штатное расписание.

Как и где хранить документы?

Храните так, чтобы не испортились. Текст должен оставаться читабельным – должна быть видна печать и все подписи. Не допустимо наличие разводов от газировки или строительной пыли. Чтобы избежать этого, можно поместить документы в несгораемый шкаф в офисе.

Поместите в такое место, откуда можно оперативно извлечь. Проверяющие могут установить сроки от 5 до 10 дней. Позаботьтесь о том, чтобы достать нужные документы за это время.

Обеспечьте закрытый доступ для документов, содержащих коммерческую тайну (от клиентов, поставщиков и сотрудников, которые не работают с кадровым или бухгалтерским учетом).

Используйте электронный архив. Электронный архив значительно упорядочивает работу бухгалтерии. Он помогает контролировать, где находятся документы, и быстро получать нужные без обращения в бумажный архив. Для этого понадобится специальная программа, например, «Скан-Архив».

3 этапа создания электронного архива для документов

Рассмотрим на примере «Скан-Архива»:

  1. Сбор нужных документов, чтобы с помощью программы прикрепить их к базе «1С».
  2. Сканирование документов с помощью потокового сканера – программа сама обрабатывает документ и вносит в базу.
  3. Создание реестра внесенных в архив документов. Программа сама помечает в базе, какие документы уже внесены в архив, а какие ждут своей очереди (или их требуется запросить у контрагента).

Узнайте, как хранить документы в электронном виде – смотрите видео!


Как подготовить первичку к новым налоговым правилам? Подробнее

Рейтинг статьи:

4.9

(на основе 11 голосов)

Система есть, а порядок – нет? Главные ошибки внедрения стандартов

Читать

Проблема, о которой нельзя молчать: как производственная компания ускорила обработку документов

Читать

Как фармкомпания перестала регулярно искать накладные – спасибо, «Скан-Архив»!

Читать

Как «Скан-Архив» улучшает работу с финансовыми документами на реальном примере

Читать

Финансовые документы не бумеранг: как сделать так, чтобы они возвращались вовремя

Читать

Как не потерять документы в бесконечном документопотоке: пошаговый план

Читать

Первый шаг – контроль или как забыть о проблеме с возвратом финансовых документов

Читать

Возврат документов в типографии «Константа»: когда не нужно искать иголку в стоге бумаг

Читать

Как упростить жизнь бухгалтеру с помощью распознавания документов

Читать

Сканируем мифы, сохраняем правду: всё об электронных архивах

Читать

Возврат к списку