Оказываете услуги? Не забудьте подписывать акты – это старое правило, на котором держится благополучие многих компаний. А то клиент может заартачиться и не платить. Особенно учитывая, что факт оказания некоторых услуг очень сложно подтвердить материально.
Но что делать, если клиент акты не подписывал, за оказанные услуги деньги перечислил… Передумал и попросил вернуть. Мол, нет подписей на актах – нет и факта оказания услуг.
Можно ли выйти победителем из такой ситуации? Давайте рассмотрим на конкретном деле.
Дано:
Исполнитель – компания, которая оказывает маркетинговые услуги: увеличение посещаемости сайта клиента и улучшение позиций в поисковых системах. Исполнитель заключил с заказчиком договор оказания услуг по продвижению.
Важные обстоятельства дела:
- Скан-копии актов сдачи-приемки отправлялись по e-mail в течение двух-трех месяцев после выполнения пула задач. Заказчик акты не подписывал.
- В договоре не были согласованы ни электронная почта, ни мессенджер для связи между клиентом и исполнителем. Акты направлялись по почту, а общались менеджеры исполнителя с заказчиком в мессенджерах.
- Тем не менее, e-mail, куда отправляли акты, был расположен на корпоративном сайте заказчика, а значит, адресат имел отношение к компании.
- В договоре исполнитель и заказчик договорились о ежемесячном отчете, но вместо него исполнитель предоставил заказчику круглосуточный доступ к статистике продвижения сайта в сервисах «Яндекс.Метрика» и «Топвизор».
- Заказчик почти год после оказания услуг не предъявлял претензий к качеству их оказания.
Итог:
Суд отказал заказчику во взыскании стоимости услуг с исполнителя (как за неосновательное обогащение).
Обратите внимание: в этом случае фактическое выполнение услуг/работ суд посчитал важнее, чем подписание или неподписание заказчиком актов их сдачи-приемки. Однако в иных обстоятельствах суд мог постановить, что без подписанных документов услуги не считаются оказанными!
Тем более, в ряде договоров кроме оказания услуг (работ) есть масса формальностей по приемке услуг (работ), без соблюдения которых доказать надлежащее исполнение договора невозможно.
Почему выиграли в этот раз? Исполнитель без документов смог доказать факт оказания услуг.
Суд сослался на нормы строительного подряда о том, что в случае отсутствия возражений заказчика акт сдачи-приемки считается действительным, а работы принятыми (ст. 753 ГК РФ). Уклонение от подписания актов не свидетельствует о невыполнении обязательств. Принятие работ заказчиком порождает, в свою очередь, обязательства по их оплате (ст. 702, 740 ГК РФ).
Важный совет: не всегда суд в таких случаях становится на сторону исполнителя. Чтобы избежать подобных ситуаций, в договоре сразу стоит прописывать, что направленные, но не подписанные акты в течение какого-то времени считаются принятыми.
Что еще принял во внимание суд:
- Скриншоты из WhatsApp, свидетельствующие о взаимодействии сторон в рамках рабочего процесса;
- Скриншоты писем с направленными актами сдачи-приемки;
- Скриншоты страниц «Топвизора» и «Яндекс.Метрики», а также ссылок на общедоступные правила указанных сервисов, подтверждающие возможность просмотра статистики через них.
Было ли такое раньше?
Да, смотрим здесь:
- Информационное письмо ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»;
- Постановление ФАС Московского округа от 05.10.2009 № КГ-А40/8758-09 по делу № А40-74698/08-131-598;
- Постановление ФАС Уральского округа от 29.09.2010 № Ф09-7585/10-C2 по делу № A76-42519/2009-9-851/103;
- Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.06.2011 № Ф03 2634/2011 по делу № А51-13049/2009;
- Постановление ФАС Уральского округа от 03.06.2008 № Ф09-3989/08-04;
- Постановление ФАС Центрального округа от 29.12.2009 № Ф10-5402/2009 по делу № A35-362/2008.
Как не рисковать и избежать подобных разбирательств?
- Продумайте, как в случае спора подтвердить оказание услуг или работ, и сразу указывайте это в договоре. Учтите ситуации, когда заказчик будет играть против вас – то есть предполагайте сценарий, где он не приложит никаких усилий, чтобы подтвердить выполнение вашей работы. Лучше всего прописать способ направления акта (это может быть и электронная почта или личный кабинет в сервисе) и указать, что при отсутствии мотивированных возражений в определенный договором срок акт считается подписанным.
- Сразу отслеживайте подписание актов и возврат документов от заказчиков. Для этого пригодится «Скан-Архив» с доработкой, которая позволяет анализировать сроки возврата документов в режиме реального времени.
В случае, если вы видите, что документы от заказчика не возвращаются, это может быть свидетельством его недобросовестности. И вы можете, например, приостановить оказание услуг до момента подписания документов.
При заказе «Скан-Архива» до 30 сентября вы получаете дополнительный функционал для программы бесплатно
Мы знаем, насколько важно, чтобы все документы возвращались в полном объеме и в срок. Для этого нами был разработан дополнительный функционал, который позволяет настроить необходимый пакет документов от каждого контрагента и контролировать сроки и комплектность возврата документации.
Отчет покажет цветом, в наличии ли документ от конкретного контрагента или отсутствует. Для каждого контрагента можно выставить определенный пакет документов, который необходимо получить. Программа выделит цветом и предупредит о приближении конечного срока возврата документации.
Запуская такой отчет регулярно, вы сможете предотвращать проблемы невозврата от контрагентов и планировать работу менеджеров.