Ранее мы писали, на что стоит обратить внимание в первую очередь при оформлении первичных документов, чтобы не столкнуться с вопросами от налоговой инспекции. Мы рассказали, как должны быть правильно оформлены название и номер первичного документа, теперь перейдем к не менее важным реквизитам – данным о компании и контрагенте.
Ошибка № 1. Ошибка в названии организации, составившей документ
Наименование организации согласно ч. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ относится к обязательным реквизитам. Искаженное название (например, «Транс-экстерн» вместо «Транс-Экспресс») лучше исправить.
При этом в документе допустимо как полное, так и сокращенное название организации (п. 3 ст. 1473 ГК), и даже опечатка не должна стать помехой для налоговой, чтобы идентифицировать налогоплательщика: главное, чтобы верно был указан ИНН (Письмо Минфина РФ от 04.02.2015 № 03-03-10/4547).
Ошибка № 2. Ошибка в названии организации контрагента
Ошибку лучше исправить, если опечатка мешает идентифицировать контрагента (особенно, если в документе не указан ИНН контрагента – письмо Минфина РФ от 04.02.2015 № 03-03-10/4547 и ФНС от 12.02.2015 № ГД-4-3/2104).
Ошибка № 3. Организация сменила название, но контрагенты указывают в документах старое
У налоговой могут возникнуть вопросы, если в документах первичного учета расходятся наименование (и особенно ИНН, так как в первую очередь по нему идентифицируется компания). Об этом предупреждает Минфин РФ в Письмах от 04.02.2015 № 03-03-10/4547, от 12.02.2015 № ГД-4-3/2104.
Чтобы этого избежать, при смене реквизитов лучше выслать контрагентам отдельное уведомление и подписывать дополнительные соглашения к действующим договорам.
Ошибка № 4. Неверно указаны реквизиты контрагента
Если ошибка в банковских реквизитах в накладной – есть риск, что тогда будут проблемы при оплате (постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2017 № Ф05-8584/2017).
При этом сама по себе ошибка в реквизитах счета не помешает учесть расходы по нему, если она не помешает идентифицировать продавца, покупателя, название товаров, работ или услуг, а также их стоимость. Особенно если можно подтвердить сделку другими документами.
Ошибка № 5. Ошибка в адресе
Ошибка-опечатка не страшна – если не мешает идентифицировать контрагента, а значит, это не помешает учесть расходы и вычеты (Письма Минфина РФ от 04.02.2015 № 03-03-10/4547, от 12.02.2015 № ГД-4-3/2104).
Другое дело, если в первичных документах указан один адрес, а контрагент на самом деле располагается по другому адресу. Это может стать причиной для более тщательной проверки, обоснованы ли расходы. И если реальность сделки доказать не получится, расходы снимут (подобная ситуация описана в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.07.2017 № А63-2140/2016).
Ошибка № 6. Неверные ИНН или КПП контрагента
ИНН – тот реквизит, верность которого стоит наиболее тщательно проверять. В «1С» есть инструменты, которые помогают делать это автоматически, или же можно вручную проверить ИНН на сайте ФНС nalog.ru. В случае, если указанный в первичном документе ИНН не существует или в нем ошибка, инспектор может признать сделку нереальной, а компанию обвинить в недостаточной осмотрительности при выборе контрагента.
Если вы обнаружили опечатку в ИНН, лучше исправить документа или запросить у контрагента исправленные. Шанс отстоять расходы с ошибочными документами все же при этом есть: если подтвердить реальность затрат (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.08.2015 № Ф09-5678/15).
При верном ИНН, но неверно указанном КПП ошибка не критична. Но документ все равно лучше исправить, чтобы не вызывать вопросов налоговой.
Ошибка № 7. Не указан ОГРН в путевом листе
С 2017 года в типовую форму путевых листов добавлены новые реквизиты (Приказ Минтранса РФ от 07.11.2017 № 476). Теперь в путевом листе нужно указывать ОГРН компании или ОГРНИП индивидуального предпринимателя.
Если этих данных не будет в бланке путевого листа, это может навести инспектора на мысль более тщательно проверить расходы и вычеты.
В следующей статье – чем грозят ошибки в датах документа.