Главная
Как и зачем готовиться к выездной налоговой проверке

Назначение выездной налоговой проверки: когда это необходимо?

Для контроля деятельности организаций налоговые органы осуществляют камеральные проверки, под которые попадают абсолютно все налогоплательщики. В случае, если в ходе такой проверки к организации возникают какие-либо вопросы или выявляются ошибки в отчетах, назначается выездная налоговая проверка. Почти для каждой компании назначение выездной налоговой проверки ассоциируется с большими испытаниями и доначислениями.

Из-за чего могут назначить выездную налоговую проверку

Когда результаты камеральной проверки могут перерасти в назначение выездной проверки? Вот основные критерии, указанные в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@:

  1. Налоговая нагрузка вашей организации ниже среднего уровня налоговой нагрузки других организаций вашей отрасли.
  2. Вы отражаете убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков уже несколько налоговых периодов подряд.
  3. За последнее время в налоговой отчетности отражаются значительные суммы налоговых вычетов.
  4. Темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
  6. Организация применяет спецрежим, при этом неоднократно приближалась к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право на применение этого специального налогового режима.
  7. ИП отражает суммы расхода, максимально приближенные к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  8. Есть основания подозревать организацию в работе с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  9. Не предоставили или вовремя не отправили пояснения на уведомление от налогового органа о том, что выявлено несоответствие в показателях деятельности.
  10. Миграция организации: она неоднократно снимается с учета в одном налоговом органе и ставится на учет в другом.
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  12. Высокие налоговые риски при ведении финансово-хозяйственной деятельности, например, контрагенты не проверяются на благонадежность перед сделкой.

Решение о проведении выездной налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа. Затем об этом решении сообщают организации-налогоплательщику и просят предоставить документы за проверяемый период. Данные документы организация предоставляет в надлежаще оформленном виде. Выездная налоговая проверка проводится непосредственно на территории налогоплательщика. Продолжительность проверки, как правило, составляет два месяца

Если известие о выездной налоговой проверке все же вас настигло, нужно тщательно к ней подготовиться. Ко всем документам и другим данным, которые вы предоставляете проверяющим, следуют относиться очень внимательно, чтобы не допустить их несогласованности или даже противоречий. Все переданные вами документы, пояснения и регистры должны быть четко согласованы между собой.

Как подготовиться к выездной налоговой проверке

  1. Документы, подтверждающие налоговые льготы или пониженные ставки налогов, – даже если в ходе камеральных проверок по ним не возникало вопросов.
  2. Верно ли оформлены документы по наиболее крупным суммам расходов: они должны содержать все необходимые реквизиты, печати и подписи обеих сторон. Убедитесь, что в архиве есть оригиналы документов. Если документы составлены на иностранном языке, нужно проверить наличие построчного перевода.
  3. Все ли счета-фактуры, на основании которых НДС принимался к вычету, в наличии и верно оформлены.
  4. Как ведется раздельный учет НДС, ведь от этого зависит не только правильность расчета НДС, но и налогов на прибыль и на имущество, поскольку часть «входного» НДС в этом случае включается в расходы по налогу на прибыль или учитывается в первоначальной стоимости основных средств.
  5. Правомерно ли ведется учет расходов: что входит в состав таких расходов, есть ли дополнительное подтверждение того, что эти расходы экономически обоснованы и НК РФ рассматривает их в качестве принимаемых при налогообложении. Учтите: если компания уменьшала базу по налогу на прибыль на убытки прошлых лет, нужно подготовить все документы, подтверждающие наличие такого убытка, как налоговые декларации, так и все первичные документы.
  6. Правомерно ли были исключены доходы из налоговой базы по налогу на прибыль. Ст. 251 НК РФ содержит перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли (например, безвозмездное получение имущества от учредителя, владеющего более 50% уставного капитала получающей стороны; получение неотделимых улучшений от арендатора; получение имущества от учредителей в целях увеличения чистых активов). Все это должно быть документально подтверждено.
  7. Как уплачивают налоги обособленные подразделения, в первую очередь, налог на прибыль, НДФЛ и налог на имущество.
  8. Правильно ли исчислен НДФЛ, особенно – в наличии ли заявления о предоставлении вычетов, а также подтверждающих документов, дающих право на вычет. По иностранным сотрудникам, которые в целях налогообложения НДФЛ имеют статус резидентов РФ, проверить наличие документов, подтверждающих этот статус.
  9. Документы о проверке контрагента на благонадежность. Например, бизнес-справку, заверенную «Интерфаксом» из сервиса «1СПАРК Риски».

Если вы в результате обнаружите, что какие-то документы отсутствуют, их нужно запросить у контрагентов либо необходимо начать восстановление таких документов с тем, чтобы по результатам проверки представить данные документы и снизить сумму доначисления.

Чтобы снизить риск доначислений и вовремя собрать все нужные для проверки документы, можно использовать электронный архив – например, решение со статусом «1С:Совместимо» «Скан-Архив». Благодаря этой программе по контролю документов можно будет своевременно вернуть нужные документы от контрагентов, оперативно собрать пакет нужных документов по их виду, ключевым реквизитам, дате и другим признакам. Также использование электронного архива для подготовки документов к отчетности снизит риск назначения выездной проверки.


Как подготовить первичку к новым налоговым правилам? Подробнее

Рейтинг статьи:

4.9

(на основе 11 голосов)

Поглотит ли вас бумажный хаос? Секреты быстрого возврата документов пошагово

Читать

Как хранить документы безопасно в электронных и бумажных архивах

Читать

Электронный архив для бизнеса: как перестать терять документы и начать экономить время

Читать

Как и зачем контролировать возврат документов? Советы от главного бухгалтера

Читать

Не вернулся вовремя – значит, не нужен? Как теряются важные документы и как этого избежать

Читать

Потоковое сканирование в «1С» секрет бухгалтеров, которые больше не тратят время на рутину

Читать

5 способов избавиться от бумажного хаоса и сэкономить деньги: советы для бухгалтеров

Читать

Устали искать бумажные документы? 3 главные проблемы, которые решает архив сканов

Читать

Как внедрить и организовать электронное хранение?

Читать

Штрихкодирование в «1С»: как обеспечить контроль первичных документов

Читать

Возврат к списку