Главная

Минфин указал аудиторам высматривать эти ошибки при проверке

В начале года аудиторы получили от Министерства финансов России рекомендации (приложение к письму Минфина от 21.01.2019 № 07-04-09/2654) о том, на что следует обращать внимание при проверках, в том числе при проверке отчетности. Эти рекомендации будут интересны и бухгалтерам: даже если вы не проходили аудит, есть пять спорных моментов, которые стоит иметь в виду.


Ошибка № 1: отсутствуют документы по подозрительным сделкам

Если ваша организация должна проходить обязательный аудит, предоставьте аудиторам информацию о подозрительных сделках и подготовьте их обоснование.

Вот признаки, по которым аудитор определит подозрительную сделку:

  • контрагент зарегистрирован по адресу массовой регистрации;
  • компания неоднократно меняла организационно-правовую форму;
  • число сотрудников или организационная структура компании не соответствуют размерам или характеру деятельности. Например, большой оборот при незначительном количестве работников и объеме активов;
  • компания совершала значительные трансграничные переводы денег, не имеющие коммерческого обоснования;
  • компания совершала большое количество операций с наличными средствами.

Еще больше признаков перечислено в Методических рекомендациях Росфинмониторинга («О Методических рекомендациях по рассмотрению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»). Согласно п. 2.1 ст. 7.1 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, если аудитор найдет данные признаки в сделках организации, он должен будет сообщить об этом в Росфинмониторинг.

Узнайте, как подготовить документы к проверке за 30 минут!

Собирать документы по запросу налоговой можно очень быстро – смотрите видео, чтобы узнать, как использовать для этого электронный архив.

Смотреть видео

Тем временем, сделки уже могут быть заключены – и данные признаки еще не повод признавать их незаконными. Главное, подготовьте документы, которые докажут реальность работы контрагента и то, что сделки с ним не фиктивны. Например, помогут данные бухгалтерской отчетности контрагента, указывающие на его реальные активы. На будущее же старайтесь использовать специальные программы для проверки контрагентов на благонадежность.


Ошибка № 2. Нет первичных документов для услуг

Все оказанные и полученные услуги должны быть оформлены документально. Это могут быть акты или другие первичные документы, главное, чтобы они содержали обязательные реквизиты. Если какие-то документы отсутствуют, запросите документы у исполнителей.


Ошибка № 3. Нет детализации для существенных показателей

Существенные показатели лучше отражать в отчетности обособленно, и для каждой строки с такими показателями нужно ввести подстроки. В этих подстроках нужно указать числовые значения, которые входят в состав укрупненных показателей, предусмотренных типовой формой.

Пример: большая задолженность покупателей среди прочей дебиторской задолженности.

Наименование показателяКодНа 31.12.2018На 31.12.2017На 31.12.2016
Дебиторская задолженность1230500
В том числе:
долгосрочная1231400
из нее задолженность покупателей1232400
краткосрочная1233100

Ошибка 4. Проценты по займам на реконструкцию не включены в стоимость объекта

Проценты по займам включают обычно в прочие расходы. Однако есть исключение из общего правила: если займы предназначены для финансирования работ по реконструкции, модернизации инвестиционного актива, списывать проценты по ним на прочие расходы нельзя, их нужно включить в стоимость инвестиционного актива.

Если вы уже проценты учли иначе, исправьте ошибку.


Ошибка 5. Компенсацию недополученных доходов учли в прочих доходах

Субсидии на компенсацию недополученных доходов от реализации товаров, работ, услуг по регулируемым ценам по своему экономическому содержанию относят к выручке от реализации. Полученные суммы нужно отражать в составе доходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 9/99), следовательно, если вы отразили это иначе, нужно исправить ошибку.


Вот так мы контролируем всю первичку в организации Смотреть

Рейтинг статьи:

4.9

(на основе 11 голосов)

Как легко справиться с горой бумаг перед проверкой: советы для крупных компаний

Читать

Как быстро пройти налоговую проверку, если подготовка к ней занимает несколько дней?

Читать

Из бумажного хаоса в цифровой порядок: как наладить контроль первички в пищевой промышленности

Читать

Компании поделились опытом решения приоритетных проблем, связанных с документами

Читать

Новый виток в учете IT-бизнеса: от бумажных архивов к электронным

Читать

Встречайте! Доступен новый релиз программы «Скан-Архив» - 3.1.0.0

Читать

Организация порядка на рабочем места бухгалтера

Читать

Как повысить эффективность документооборота: 3 способа обеспечить контроль и избежать проблем

Читать

Составляем график документооборота бухгалтерии: образец и важные нюансы

Читать

Как решить проблему с возвратом документов в крупном бизнесе

Читать

Возврат к списку