Главная

Камеральная проверка налоговой: советы для тех, кто ее проходит

Рассмотрели несколько важных вопросов о том, как налоговая вправе запрашивать документы при камеральной проверке.

Вопрос № 1. Имеет ли право налоговая требовать дополнительные документы?

Вправе ли налоговый орган в рамках камеральной проверки декларации по НДС по требованию о представлении документов запрашивать дополнительные документы, прямо не поименованные в НК РФ в качестве документов, дающих право на налоговый вычет:

  • регистры бухгалтерского учета с обязательным отображением всех уровней аналитического учета;
  • договоры,
  • заключенные с покупателями и поставщиками;
  • счета-фактуры выданные (отраженные в книге продаж);
  • выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам;
  • бухгалтерскую отчетность;
  • расшифровки отдельных строк декларации?

Ответ:

Да, если это предусмотрено ст. 88 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представляемых налогоплательщиком, в том числе документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При этом, п. 7 ст. 88 НК РФ предусмотрено, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ.

Таким образом, налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, предусмотренных ст. 88 НК РФ.

Быстро собрать все документы по запросу налоговой?

Это возможно: наш бухгалтер при документообороте больше 5000 входящих и исходящих документов в месяц готовит пакет документов по любому запросу за 30 минут. Смотрите, как мы этого добились.

Смотреть видео

Кроме того, п. 8 ст. 88 НК РФ установлено, что при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

Вопрос №2. Имеет ли налоговая право требовать копии всех первичных документов за прошедший год?

Вправе ли налоговый орган в ходе проведения камеральной налоговой проверки истребовать у индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы», копии всех первичных документов за прошедший год?

Ответ:

Нет — если в этом нет необходимости.

Согласно п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При этом, п. 7 указанной статьи НК РФ предусмотрено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено этой статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

Порядок представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлен ст. 346.23 НК РФ. Форма указанной налоговой декларации утверждена приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н.

Главой 26.2 НК РФ обязательное представление налогоплательщиком первичных учетных документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено. Пунктами 3 и 4 ст. 88 НК РФ предусмотрено, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 11.11.2008 № 7307/08 указал, что в случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет.

Вопрос №3. Нужно ли предоставлять налоговой документы, не являющиеся первичными?

Имеет ли право налоговый орган истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами?

Ответ:

Нет.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, пени.

В силу положений пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Таким образом, налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами.

Вопрос №4. Может ли налоговая требовать информацию от контрагентов?

В каких случаях налоговый орган вправе после окончания выездной налоговой проверки организации (после даты, указанной в справке) истребовать документы (информацию) у ее контрагентов, касающиеся деятельности проверяемого лица в охватываемый налоговой проверкой период, без назначения дополнительных мероприятий налогового контроля?

Могут ли полученные таким образом сведения служить доказательством вины налогоплательщика, в отношении которого проводилась выездная налоговая проверка?

Ответ:

Да, вправе.

Пунктом 1 ст. 31 НК РФ определен перечень прав налоговых органов, который не является исчерпывающим. Согласно п. 2 ст. 31 НК РФ налоговые органы осуществляют и другие права, предусмотренные НК РФ.

В силу п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Контроль возврата документов от контрагентов

Все документы от поставщиков на месте:

В «1С» вы можете создать отчет о наличии документов в базе.

Отобрать документы вы можете либо по контрагенту, если это сверка, либо по типу документов — и выгрузить только накладные, поступления или реализации.

Подробнее

Указанные документы (информация) могут быть истребованы также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Формы соответствующих документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, утверждены приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@.

Пунктом 2 ст. 93.1 НК РФ установлено, что в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Согласно положениям пункта 4 статьи 101 Кодекса использование доказательств, полученных с нарушением Кодекса, не допускается. Доказательства, полученные в соответствии с НК РФ, должны оцениваться по правилам оценки доказательств с учетом их значимости для разрешения спора.

В соответствии со ст. 71 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Таким образом, в случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке, и использовать ее в рамках любой налоговой проверки.

Вопрос № 5

Каков порядок оформления требований о представлении документов, запрашиваемых по месту нахождения налогового органа в рамках выездной налоговой проверки?

Ответ:

Пунктом 1 ст. 89 НК РФ предусмотрено, что выездная налоговая проверка может проводиться как на территории (в помещении) налогоплательщика, так и по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки.

При проведении выездной налоговой проверки в случае необходимости должностные лица налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов на территории проверяемого налогоплательщика (п. 12 ст. 89 НК РФ, абз.5 п. 2 ст. 93 НК РФ).

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые налоговым органом документы представляются налогоплательщиком в налоговый орган в виде заверенных проверяемым лицом копий. Реализация права налогового органа на истребование документов не ставится в зависимость от места проведения выездной налоговой проверки.

Копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу (п.п. 30 п. 2.1 Государственного стандарта Российской Федерации «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (ГОСТ Р 51141-98), утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 27.02.1998 № 28). НК РФ не предусмотрен порядок представления в налоговые органы копий документов, как и право ФНС РФ устанавливать какой-либо отдельный порядок по данному вопросу.

Вместе с тем, необходимо учитывать цели представления в налоговые органы копий документов налогоплательщика, а именно их дальнейшее использование в контрольной работе, в том числе в качестве доказательственной базы.

Таким образом, могут быть поддержаны существующие в деловой практике способы заверения многостраничных документов как заверение каждого отдельного листа копии документа, так и прошитие многостраничного документа и заверение его в целом. При этом, в случае заверения копии документа в целом необходимо учитывать толщину пачки и материал прошития ее (шпагат, бечевка и т.д.).

Кроме того, при прошивке многостраничного документа необходимо:

  • обеспечить возможность свободного чтения текста документа, всех дат, виз, резолюций и т.д. и т.п.;
  • исключить возможность механического разрушения (расшития) пачки при изучении копии документа;
  • обеспечить возможность свободного копирования каждого отдельного листа документа в пачке современной копировальной техникой (в случае необходимости представления копии документа в суд);
  • осуществить последовательную нумерацию всех листов в пачке и при заверении указать общее количество листов в пачке.

Согласно материалам с официального сайта ФНС РФ.

Хотите готовиться к проверкам за 15 минут?

Со «Скан-Архивом» вы можете найти скан-копию документа за несколько кликов мышкой. Оставьте заявку на консультацию о продукте.

Вот так мы контролируем всю первичку в организации Смотреть

Рейтинг статьи:

5

(на основе 12 голосов)

Как легко справиться с горой бумаг перед проверкой: советы для крупных компаний

Читать

Как быстро пройти налоговую проверку, если подготовка к ней занимает несколько дней?

Читать

Из бумажного хаоса в цифровой порядок: как наладить контроль первички в пищевой промышленности

Читать

Компании поделились опытом решения приоритетных проблем, связанных с документами

Читать

Новый виток в учете IT-бизнеса: от бумажных архивов к электронным

Читать

Встречайте! Доступен новый релиз программы «Скан-Архив» - 3.1.0.0

Читать

Организация порядка на рабочем места бухгалтера

Читать

Как повысить эффективность документооборота: 3 способа обеспечить контроль и избежать проблем

Читать

Составляем график документооборота бухгалтерии: образец и важные нюансы

Читать

Как решить проблему с возвратом документов в крупном бизнесе

Читать

Возврат к списку